Время работы: Пн-Пт 9:00-18:00

Экспертиза промышленной безопасности подъемных механизмов

Консультация
  • Главная
  • Экспертиза промышленной безопасности подъемных механизмов

Строительство зданий, сооружений и абсолютное большинство видов погрузо-разгрузочных работ производится с применением различных средств механизации, основными из которых являются грузоподъемные механизмы. Эта техническая категория включает в себя краны с крюками и иными грузозахватными приспособлениями, манипуляторы, подъемники (кабины или люльки). Работа таких механизмов специфична из-за потенциальной опасности внезапного падения груза со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это может произойти из-за нарушения ответственными лицами правил эксплуатационной безопасности или по техническим причинам. В первом случае профилактика аварийности производится обучением и аттестацией персонала, занятого на погрузоразгрузочных работах. Предотвращение аварий, причиной которых может быть техническое состояние подъемных механизмов, осуществляется проведением регламентных испытаний или назначением ЭПБ – экспертизы их промышленной безопасности. Особенно важно это для кранов, используемых на строительстве или в составе ОПО – опасных производственных объектов.

Необходимость и правила проведения ЭПБ подъемных механизмов на ОПО устанавливает Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ и приказ Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461. Правом проведения такой работы законодательство наделяет специализированные организации, имеющие соответствующую лицензию и государственную аккредитацию. В Санкт-Петербурге и Ленобласти таковой является компания ВЭБ – «Ведущее Экспертное Бюро». Работа производится в предусмотренном законом объеме оперативно, недорого, с гарантией объективности итоговых материалов.

Подъемные механизмы, подлежащие и не подлежащие экспертизе промышленной безопасности

Федеральные нормы и правила (ФНП) предусматривают необходимость соблюдения безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов во всех направлениях их использования. В первую очередь это касается строительства и эксплуатации опасных производственных объектов. На ОПО экспертизе подлежат грузоподъемные механизмы всех типов, в том числе:

  • стреловые крановые установки;
  • башенные и мостовые подъемные системы, штабелеры;
  • трубоукладчики;
  • манипуляторы;
  • строительные подъемники, люльки и платформы для перемещения людей и грузов;
  • грузовые рельсовые электрические тележки, оборудованные кабиной;
  • электрические тали;
  • подъемные механизмы, оборудованные крюком и иными грузозахватными приспособлениями для подъема и перемещения грузов;
  • некоторые виды грузовой тары;
  • рельсовые пути для погрузочных средств, перемещающихся по рельсам.

Для оценки фактического технического состояния некоторых подъемных средств, не связанных с ОПО, достаточно периодических регламентных испытаний. В таких случаях не подлежат экспертизе промбезопасности следующие подъемные механизмы:

  • мостовые и консольные краны грузоподъемностью до 10 т;
  • поворотные стреловые установки до 1 т;
  • механизмы с постоянным вылетом стрелы, неповоротные краны;
  • переставные и переносные краны – средства малой механизации;
  • краны-тренажеры для обучения работников на учебных полигонах;
  • грузоподъемные системы  на технологических машинах, используемые в целях их ремонта;
  • манипуляторы стационарные и мобильные грузоподъемностью до 1 т;
  • грузовые подъемники (люльки) для строительства;
  • мостовые краны-штабелеры;
  • трубоукладчики.

Кроме этого, в соответствии с приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461 экспертиза не проводится для грузоподъемных механизмов, применение которых связано с обеспечением государственной безопасности, эксплуатацией атомных электростанций. Не подлежат ЭПБ подъемные механизмы с ручным приводом, шахтные и судовые краны, подъемные системы без грузозахватных устройств.

Условия и порядок проведения ЭПБ грузоподъемных механизмов

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ, нормы и правила ЭПБ грузоподъемных средств, утвержденные приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461, устанавливают следующие сроки проверки соответствия фактического состояния механизмов безопасным условиям эксплуатации на ОПО:

  • перед вводом в эксплуатацию;
  • до применения подъемных механизмов, используемых для собственных нужд;
  • по завершении нормативного срока эксплуатации или при превышении количества установленных производителем нагрузочных циклов;
  • при отсутствии данных о нормативном сроке службы, если он превышает 10 лет;
  • после ремонта с изменением конструкции или замены несущих элементов;
  • после устранения неисправностей после ЧП или аварий на ОПО.

Экспертиза промышленной безопасности грузоподъемных средств проводится поэтапно по заказу эксплуатирующей организации или по решению судебных органов. В процессе подготовки к проведению работ заказчик предоставляет исполнителю техническую документацию, относящуюся к подлежащему проверке механизму, издает внутренний приказ о назначении ЭПБ с указанием лиц из числа персонала предприятия, отвечающих за содействие производству работ. В пакет документов, необходимых для проведения экспертизы, входит:

  • технический паспорт механизма;
  • акт ввода в эксплуатацию подкрановых путей;
  • эксплуатационная документация грузоподъемного механизма;
  • документы, относящиеся к ремонтам, реконструкции с приложением сертификатов на использованные металлы;
  • назначение и условия эксплуатации объекта;
  • акты и экспертные заключения предыдущих проверок.

Вместе с пакетом технической и эксплуатационной документации, заказчик предоставляет на проверку подъемный механизм, тест-грузы и опытного машиниста. После изучения и проверки представленных документов на полноту и соответствие действительности, производится осмотр грузоподъемного средства, намечается план детального обследования, выбор его методов. Перечень экспертных работ:

  • оценочный контроль состава и качества металла;
  • измерение напряжений в соединениях, несущих конструкциях;
  • проверка общей работоспособности механизма;
  • тестирование параметров работы на разных режимах с проверкой функциональности всех узлов проверяемого объекта – указателей, регистраторов, ограничителей и сигнализации, механических и гидравлических компонентов оборудования, электрики, системы канатно-блочного управления, системы безопасности, автоматических остановочных средств и тупиковых упоров;
  • нивелировка кранового пути.

Результаты проверки работоспособности всех узлов и элементов оборудования оформляются актом, являющимся неотъемлемым дополнением паспорта грузоподъемного механизма.

Завершающий этап ЭПБ

Итоговым документом экспертизы промышленной безопасности подъемных механизмов служит официальное заключение с аргументированными выводами о соответствии или несоответствии обследованного объекта условиям промбезопасности, о возможности или невозможности его дальнейшей эксплуатации. Далее документ подписывается исполнителем, заверяется печатью экспертной организации, его подлинник в срок не позднее 3-х месяцев с момента подписания направляется заказчиком в территориальное подразделение Ростехнадзора для внесения в соответствующий государственный реестр. Официальное заключение ЭПБ, разрешающее эксплуатацию обследованного грузоподъемного механизма, вступает в силу только после проведения его регистрации. В соответствии с действующим законодательством, в этом документе должен быть указан срок действия разрешения. В случае обнаружения ошибок при проведении ЭПБ или признания ее результатов ложными, заключение аннулируется и исключается из госреестра.

Для заказа официального экспертного обследования фактического состояния любых грузоподъемных механизмов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области необходимо оставить онлайн-заявку в предложенной форме на страницах данного сайта. После ее получения и обработки, представители «Ведущего Экспертного Бюро» незамедлительно свяжутся с заказчиком для согласования дальнейших действий. Дополнительную информацию можно получить по телефону или E-mail, указанным в разделе «Контакты».