Время работы: Пн-Пт 9:00-18:00
Время работы: Пн-Пт 9:00-18:00
Основным нормативным документом, регулирующим порядок ликвидации опасных производственных объектов (ОПО), является «Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами» (РД 07-291-99). В нем указан порядок разработки специализированной документации, проведения мероприятий на ОПО и приемки работ.
Для объектов, деятельность которых не связанна с пользованием недрами, нормативной базы не предусмотрено. Поэтому при составлении документации для их ликвидации лицензированная на осуществление такой деятельности организация самостоятельно определяет структуру и содержание пакета документов, исходя из специфики объекта и квалификации сотрудников.
На практике это приводит к разному набору требуемых для процедуры документов. В результате предоставленная услуга не удовлетворяет требования по части обеспечения промышленной безопасности и не соответствует регламентируемым в ФЗ N 116 от 21.07.97 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» целям.
Исходя из информации, предоставляемой имеющейся нормативной базой, можно выделить круг предъявляемых к процедуре требований, которые распространяются и на другие объекты производства, подпадающие под категорию «опасных».
Поэтому при разработке документации будут учитываться как общие требования в области промышленной безопасности (касательно охраны окружающей среды, например), так и частные, учитывающие особенности конкретного объекта.
Как правило, при ликвидации ОПО пакет документов включает документы по:
Документация разрабатывается с учетом геологических, сейсмических, климатических факторов.
Согласно ФЗ N 116 от 21.07.97, если объект относится к I или II классу опасности, то дополнительно в пакет документов включается декларация промышленной безопасности, которая подлежит экспертизе промышленной безопасности (ЭПБ). Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация ОПО осуществляются с учетом законодательства о градостроительной деятельности.
Так, если планируется одновременная реконструкция, то соответствующая документация должна быть включена в проект. При ликвидации и консервации объекта необходимо проведение ЭПБ. Экспертиза промышленной безопасности требуется и в ситуациях, когда проводится техническое перевооружение опасного производственного объекта, но указанный документ в проектной документации отсутствует.
Вышеуказанные мероприятия (консервация, перевооружение, ликвидация) ОПО без наличия положительного заключения ЭПБ не допускаются. Соответствующая информация должна быть внесена в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.
Что касается реконструкции объектов капитального строительства, которые относятся к категории ОПО, то они подлежат государственной экспертизе регионального уровня или негосударственной экспертизе. Кроме объектов, которые указаны в ст. 49 ч. 2 п. 4 – 6 Градостроительного кодекса РФ.
К таким относятся:
Обязательные требования на ОПО предъявляются и к техническим устройствам, которые на нем используются. Формы оценки соответствия оборудования регламентируются законодательством РФ о техническом регулировании. Если техрегламентом не установлена форма оценки соответствия технического устройства в ОПО, то оно подлежит ЭПБ. Экспертиза также необходима после проведения работ по изменению его конструкции или замене материала несущих элементов.
Отклонения от проектной документации в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации или ликвидации ОПО не допускаются.
Все изменения, вносимые в проектную документацию касательно строительства и реконструкции ОПО, подлежат экспертизе проектной документации, которая проводится в соответствии с актуальными нормами законодательных актов РФ о градостроительной деятельности. При внесении изменений в документацию на консервацию и ликвидацию требуется проведение экспертизы промышленной безопасности.
Внесенные изменения в документацию на техническое перевооружение подлежат ЭПБ. В дальнейшем они согласовываются с Ростехнадзором или его территориальным органом. Кроме ситуаций, когда указанные документы уже включены в состав проектной документации, которая подлежит экспертизе согласно нормативной базе РФ о градостроительной деятельности.
Если построенные или реконструированные опасные производственные объекты соответствуют техрегламентам и проектной документации, то органы, осуществляющие государственный строительный надзор, выдают соответствующее заключение.
Порядок ликвидации опасных промышленных объектов осуществляется в несколько этапов. Схематически процесс выглядит следующим образом:
Часто под реконструкцией понимается частичная ликвидация ОПО. Однако это неверно. Проводится или полная ликвидация опасных производственных объектов или их реконструкция. Частичная остановка деятельности предприятия, при которой теряются признаки ОПО, проводится демонтаж оборудования и снос сооружений, недопустимы.