На стенках технологических трубопроводов со временем образуются отложения. Процесс этот не зависит от способа эксплуатации системы и приводит к снижению её пропускной способности. А по этой причине возникают аварийные ситуации.
Для минимизации риска порчи оборудования и локализации проблемных участков, проводится диагностика трубопроводов. Сегодня разработаны методы выполнения этой процедуры без демонтажа и вскрытия оборудования.
В целом, диагностирования трубопроводов выполняется в следующих случаях:
Отсюда следует вывод, что при обслуживании технологических инженерных коммуникаций, проведение данной процедуры обязательно.
Подвергать поверке состояние трубопроводов данного типа необходимо также, когда они уже используются, а не только перед вводом в эксплуатацию. Прежде чем запустить их, специалисты проверяют степень соответствия сварочных швов требованиям ГОСТ и СНиП, исследуют качество соединений и выясняют, сохранилась ли внутренняя целостность труб.
В настоящее время существуют четыре метода диагностики.
Обследование трубопроводов этим методом актуально в следующих случаях:
Внутритрубная диагностика выполняется с использованием специального оборудования. В него входят:
Передвигается видеокамера по длине коллектора под воздействием усилия от проталкивающего кабеля. Формируемое ею изображение передаётся на дисплей пульта управления. Для обеспечения надлежащего качества функционирования всех элементов системы вместе с камерой перемещается мощный (обычно светодиодный) источник света. Устанавливается он на специальном подвижном модуле.
Обнаружить можно такие проблемы:
Телеинспекция трубопроводов может выполняться в трубах разных диаметров и конфигураций, изменяется только оборудование – оно бывает плавающим или портативным.
Последнее применяется, когда трубопроводы ещё не подключены к системе водоснабжения. Плавающее оборудование используется при возможном наличии в сети воды. Большинство таких систем оснащаются лебёдкой с электросчётчиком. Эти устройства позволяют определить глубину погружения и месторасположение камеры.
Сегодня существует четыре типа систем, используемых для диагностирования трубопроводов:
Диаметр труб, в которых допускается проводить эту процедуру, колеблется в диапазоне миллиметров. Камера может крепиться на кабеле длиной порядка 250 метров, что позволяет исследовать достаточно протяжённые участки труб и объекты на глубине. Однако последние технологические разработки направлены на обеспечение проведения видеодиагностики на расстоянии, превышающем 500 метров!
Конструкторы предусмотрели необходимость изменения угла обзора камеры и конфигурации оборудования, применяемого в проталкивающих колёсных системах. Реализовано это путём возможности использования колёс с разными диаметрами. Рекомендуемая мощность применяемых для освещения светодиодов – от 500 люмен.
По окончании видеодиагностики можно получить результаты, позволяющие:
Помимо магистральных трубопроводов, сегодня существует ещё несколько видов трубопроводного транспорта. К ним относятся технологические трубопроводы, расположенные на территории предприятий и обеспечивающие проведение технологического процесса, а также эксплуатацию оборудования. Кроме того, в их число входят промысловые трубопроводы, по которым осуществляется транспортировка газа и нефти и проч.
Проводить экспертизу промышленной безопасности (ЭПБ) необходимо тех из них, которые подпадают под действие Федерального Закона за номером 116-ФЗ.
Важно! Выполнять эту процедуру имеют право организации, имеющие соответствующую лицензию.
Начинается ЭПБ с внимательного изучения документации на инженерную коммуникацию. Определив по «бумагам» наиболее опасные участки, сопоставив проектное и фактическое расположение трубопровода, и выяснив, соответствовали ли условия эксплуатации требованиям СНиП, специалисты приступают к техническому диагностированию исследуемого объекта.
Сначала проводится наружный и (при наличии возможности) внутренний осмотр. На данном этапе выявляются участки трубы с нарушенной формой, дефекты металла и изоляции, определяется состояние сварных швов. По статистическим данным большинство случаев выхода технологических трубопроводов из строя обусловлено процессами коррозии. Для определения внутренних дефектов могут использоваться все вышеперечисленные методы.
По завершении диагностики средствами неразрушающего контроля возможно проведение пневмо- и гидроиспытаний (воздухом под давлением или водой). Однако их целесообразность является предметом споров экспертов в этой отрасли. Одни говорят, что гидроиспытания ухудшают трещиностойкость и пластичность металла.
Другие же утверждают, что без проведения функциональных испытаний и без комплексного контроля получить достоверную информацию о соответствии конструкции требованиям СНиП невозможно. Ведь оборудование может подвести, например, при некорректной настройке дефектоскопа либо по причине неверного подбора пьезоэлектрического преобразователя. Поэтому возникает опасность, что после запуска трубопровод вновь даст течь.
Нужно понимать, что проведение испытаний сопряжено для владельцев трубопроводов с техническими проблемами, связанными с остановкой производственного цикла. По этой причине во время проведения ЭПБ между заказчиком и организацией-исполнителем могут возникнуть спорные моменты.
Поэтому одним из приоритетных направлений развития технологий экспертизы промышленной безопасности является адаптация методик неразрушающего контроля к условиям процесса диагностирования без необходимости вывода трубопровода из эксплуатации.
Высокие стандарты безопасности на производственных объектах играют решающую роль в обеспечении защиты работников, общества и…
Эффективность работы любого промышленного предприятия оценивается не только производительностью труда и валовым объемом выпускаемой продукции,…
Напорные и безнапорные трубопроводы являются важным элементом транспортной инфраструктуры мест компактного проживания человека. По системам…
Основным нормативным документом, регулирующим порядок ликвидации опасных производственных объектов (ОПО), является «Инструкция о порядке ведения…
Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) – реальный и единственный путь предупреждения и предотвращения…
В соответствии с пунктом 209 федеральных норм и правил в области промышленной безопастности (далее -…